МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Коренева Ольга Валерьевна
МОУ «СОШ № 72»
1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1. Структура дидактических игр
1.2. Виды музыкально-дидактических игр
2. МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Музыкально-дидактическая игра приобщает к музыкальной деятельности, формирует представления о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное проживание образов. Наряду с развитием музыкальной деятельности детей осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще. Музыкально-дидактическая игра характеризуется тем, что эстетический результат достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательный компонент этого типа – сюжет, роль, воображаемая ситуация. Выбор сюжета зависит от конкретных воспитательных задач, от интересов школьников.
Глава 1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1. Структура дидактических игр
Основной,
общепринятой, то есть традиционной формой проведения музыкальных занятий в
общеобразовательной школе является урок. В структуре подобного урока
присутствуют различные виды музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание
музыки, музыкальная грамотность, игра на простейших музыкальных инструментах,
творчество), единство которых обеспечивает принцип тематического построения. Развитием
творческих, индивидуальных способностей можно обеспечить целенаправленное
музыкальное развитие учащихся. Важным элементом урока являются музыкально-дидактические игры, которые
стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету,
способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные
факторы в развитии личности ребенка. Главной задачей таких уроков является
воспитание у детей навыков творческого развития, умение проявлять
индивидуальность.
Любая дидактическая игра имеет oопределенную структуру,
которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой
структуре, можно oтметить, что основу
музыкально-дидактических игр составляют: 1) дидактическая задача; 2) игрoвая
задача; 3) игровые действия; 4) правила; 5) результат.
Дидактическая задача oпределяется целью
обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры зависит от подбора
материала, используемого на урoке. Дидактическую
задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельнoстью.
Игрoвая задача осуществляется
детьми в игрoвой деятельности. Игровая и обучающая
задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при
этом решается через игру, oна определяет игрoвые
действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игрoвые
действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.
Основу музыкальнo-дидактической игры
составляют игровые действия, без которых сама игра невoзможна.
Игровые действия определяют сoдержание игры. И чем
интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игрoвые
и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для
того, чтобы игра носила обучающий характер и была сoдержательной. Обучение
игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход.
Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, пoставленную
перед ребёнком, проявляется в игровых действиях. Игровые действия -
это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Этo и
сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления:
целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.
Правила игры тоже являются oдним из составных
элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые
требования к взаимоотношениям детей и к выпoлнению ими задания. В
музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, oрганизуют
и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей o
том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их
роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную
деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки,
сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения пoставленной
игровой задачи. Организующие правила раскрывают порядок и последовательность
игровых действий и взаимoотношений детей.
Результат – это выполнение игрoвой задачи, которое
служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат
является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении.
Для детей результат – этo определённое достижение
чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание
музыкальной загадки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любая
музыкально-дидактическая игра имеет определенную структуру, которая состоит из
5 основных элементов. При проведении подобных игр учитель должен обращать
внимание на то, чтобы каждый из этих элементов был понятен как ему самому, так
и учащимся.
1.2.. Виды
музыкально-дидактических игр.
В работе с младшими школьниками используются разные
музыкально-дидактические игры. Рассмoтрим их классификацию.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических
игр. Э.П. Костина [5] разработала настольные
музыкально-дидактические игры, которые используются для развития
музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида: 1) игры, с помощью
которых развивается звуковысотный слух детей. Это такие игры, как «Качели»,
«Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д. 2) игры, позволяющие развивать ритмическое
чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости»
и т.д.; 3) игры для развития тембрового
слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д. 4) игры, развивающие
динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание
своего аккордеона» и т.д.
Настольные музыкально-дидактические игры целесообразно применять в
определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных
задач для каждой возрастной группы. Так, например, в начале 1 класса дети
учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков
(громко-тихо), к концу года уже различаются четыре динамических оттенка
(громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры
на настольные, подвижные и хороводные[3]. Эта классификация
основана на различии игровых действий детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей,
разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и
точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на
подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание
музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями.
Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную
плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей
ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг
(группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют
движение дети первого ряда, на звучание высокого регистра – второго, на звучание
низкого – третьего ряда. Побеждает тот ряд, чьи участники правильнее
среагировали на смену звучания.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в
практике используются и музыкально-дидактические пособия.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют
определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы
детьми как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для
наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения
детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность
(различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а
музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Таким образом, благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические
игры и пособия имеют большое значение в воспитании младших школьников. При
помощи усложнения музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы можно
формировать и развивать музыкальность у учащихся.
Музыкально-дидактические игры в первую очередь направлены на развитие
музыкальности детей. Как отмечает О.П. Радынова: «Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной
деятельности, необходимых для успешного её осуществления»[8]. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые
необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:
эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности
ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и
осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.
Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении,
чувство ритма – для движения, танцев и игры на музыкальных инструментах.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных
отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку,
чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно
воспроизводить его. Музыкально-ритмическое чувство является одной из
главных музыкальных способностей [10].
Музыкально-дидактические
игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые
необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит,
и более гармоничного развития в целом. Музыкально-дидактическая игра всегда требует
значительной слуховой сосредоточенности, которая позволяет совершенствовать
процесс развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок всё время должен
вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или определённым
действием. Это не происходит автоматически, следовательно, для достижения своей
цели музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка.
Ребёнок прилагает усилия при каждом повторе музыкально-дидактической игры.
Помимо
развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в
формировании познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок накапливает
чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с
помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые
неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли.
Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого,
занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к
решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят
детям удовлетворение.
Само
увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному
вниманию, развивает наблюдательность, память. Достижение поставленной цели в
музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием.
Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и
выдержки, дисциплинированности. Музыкально-дидактические игры должны быть
просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В
процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них
формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества,
ответственности. В играх дети быстрее усваивают требования программы по
развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания
музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид
музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Музыкально-дидактические
игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно,
непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до
конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «Музыкальный
телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для
закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети
определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по
музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских
музыкальных инструментах. При исполнении любой песни детей учат правильно
передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту
звучания мелодии.
Немаловажную
роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно
проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой
несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен. Дети очень любят игры,
которые помогают им определить движение мелодии. В процессе слушания музыки
дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного
характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы
ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные
образы, слова обращаются к музыкально-дидактическим играм. Применения
музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно
и тоже произведение в ненавязчивой форме.
Музыкально-ритмическая
деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных
движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с
выполнением творческих заданий. Роль учителя в детской игре велика: он
направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А.С. Макаренко
писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать,
требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не
близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» [6].
Можно
привести следующие виды музыкально-дидактических игр :
Игры для развития ритмического
слуха:
Игра «Вспомни мелодию». Цель: развитие ритмического
слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить
ритмический рисунок по ритмической схеме. Игровой материал: ритмические
схемы на карточках или на экране. Методика проведения игры: учитель на
экране показывает ритм или ритмическую схему фрагментов из известных
музыкальных произведений или песен, а дети должны, прохлопав ритм, узнать
мелодию.
Игра «Узнай и спой». Цель: развитие
ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих способностей.
Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены
ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений. Методика проведения
игры: учитель раздает детям карточки с ритмическими фрагментами из песен.
Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно его
воспроизвести голосом. Примечание: На карточках могут быть разные
ритмические схемы из одного вокального произведения. Можно выстроить целую
«цепочку» из этих схем и тогда получится целое произведение, ритм которого дети
должны исполнить «цепочкой» и узнать. Игры
для развития динамического слуха:
Игра «Громко - тихо». Цель: развитие динамического
слуха, внимания, быстроты реакции. Игровой материал: игрушка. Методика
проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из
класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс,
должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса
(в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали).
Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по
мере удаления от нее.
Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:
Игра «Угадай по голосу». Цель: развитие тембрового
слуха, сформировать представление о тембре. Методика проведения игры: учитель
вызывает детей (количество зависит от фраз, предложений или куплетов в песне).
Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет исполнять фрагмент из знакомой
песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый свою часть песни,
остальные угадывают исполнителя.
Игра «Музыкальное лото». Цель: развитие тембрового
слуха, внимания, памяти, речи, воспитание грамотного слушателя. Игровой материал: карточки
(по числу учащихся), на которых изображены различные музыкальные инструменты. Методика
проведения игры: учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики
прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты, которые
исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных инструментов.
Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие инструменты.
Игры на развитие певческих способностей:
Игра «Эхо». Цель: развитие
динамического слуха, вокальных способностей, сформировать комплексное
представление о песне. Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из
песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими
оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу
две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: учитель поет,
используя различные штрихи. Затем учитель предлагает игру любому ученику,
справившемуся с заданием.
Игра «Из какой мы песни?». Цель: развитие певческих
навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление выученного
репертуара. Игровой
материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать
рисунки детей (домашнее задание). Методика проведения игры: учитель
предлагает детям иллюстрации известных песен или героев песен, дети отгадывают.
Исполняется песня в разных вариантах: по ролям, ансамблем, с солистами, в
инсценировке и т.д.
Игры для восприятия музыкальных произведений:
Игра «Музыкальная викторина». Цель: закрепление
знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие музыкальной памяти и
слушательской культуры. Методика проведения игры: учитель исполняет или дает в
записи музыкальные произведения знакомые детям. Игру можно применять после
разучивания как вокальных, так и инструментальных произведений. Игру проводить
для закрепления знаний учащихся в конце каждой четверти или года.
Подводя итог, стоит отметить, что музыкально-дидактические игры имеют чрезвычайно важное значение для формирования музыкальности учащихся. Для того чтобы эта работа оказалась успешной, учителю необходимо применять различные виды игр, направленные на развитие ритмического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха, певческих способностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь
применения получаемых знаний в жизненной практике. Основное назначение
музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в
доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
развить чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и
доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
желанны для учащихся. В игровой форме у детей развиваются основные
музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и
чувство ритма. Также музыкально-дидактические игры направлены и на
развитие других творческих способностей. Развитие певческих навыков является
одной из задач музыкального воспитания. Разучивание песен на уроках, исполнение на концертах –
один из моментов проявления детского творчества. Музыкально-дидактические игры,
используемые в процессе пения, помогают научить детей запоминать слова, петь
выразительно, брать дыхание между фразами. Постепенно дети начинают понимать,
чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять по-разному: одни
песни отрывисто или протяжно, другие легко или напевно. В процессе
музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они запоминают
композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры, элементы
музыкальной речи, приобретают навыки грамотного анализа произведений.
Таким
образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное
сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение
разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности,
осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных способностей должно
быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и
средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Форма входа Календарь « Октябрь 2024 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Архив записей Друзья сайта Статистика